Воспитательная работа

Воспитательная работа в Саранском кооперативном институте руководствуется ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» № 125 - ФЗ от 22.08.96, уставом Российского университета кооперации, Концепция воспитательной работы Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации" Саранский кооперативный институт (филиал) на 2012 - 2014 годы, решениями ученого совета, приказами и распоряжениями ректора Саранского кооперативного института.

Концепция воспитательной работы в Саранском кооперативном институте построена на таких принципах, как:

  • гуманистический характер образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
  • свободное развитие личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

В вузе реализуются 8 Программ:

  1. Адаптация первокурсника
  2. Вуз – здоровый образ жизни
  3. Развитие студенческого самоуправления
  4. Творческое развитие студента
  5. Профилактика асоциального поведения среди студентов
  6. Гражданско-патриотическое воспитание современного студента
  7. Развитие волонтерской деятельности
  8. Вторичная занятость студентов

По программе гражданско-патриотического воспитания студентов созданы и работают два клуба: Интеллектуальный клуб (СССУ СКИ), Клуб парламентских дебатов (юридический факультет).

Особенностью Концепции и целевых Программ является сотрудничество со студенческими общественными организациями: Советом студенческого самоуправления, студенческим прфкомом. Важным является и то, что сохранены традиции университетской жизни (студенческие акции, День студента, студенческий педагогический отряд, фестиваль «Студенческая весна» День первокурсника и др.), появляются новые формы работы со студентами -Мисс СКИ, празднование 1 сентября для первокурсников, День борьбы со спидом, благотворительная акция «Белая ромашка», подготовка волонтеров, фотоквест и др.


Структуры, отвечающие за организацию и проведение воспитательной работы

За организацию и проведение воспитательной работы в университете отвечают:

1. Проректор по внеучебной работе

  • руководитель центра молодежных инициатив
  • старший специалист
  • зав. студенческим клубом
  • музыкальный руководитель

2. Заместители деканов по воспитательной работе на факультете и кураторы академических групп

3.Заведующая общежитием

4. Руководители спортивных секций (12), клуб «Викинг».


Основные формы воспитательной работы

1. Учебно-воспитательная работа, которая осуществляется в ходе учебного процесса и включает также научно-исследовательскую деятельность студентов. Учебно-воспитательная работа осуществляется в учебное время путем включения в учебный материал вопросов развития российской государственности, воспитания активной гражданской позиции, вопросов формирования толерантного поведения, профессиональной этики и т.д.

В СКИ в учебном процессе используются различные формы работы со студентами: от дисциплинарных взысканий до поощрения в виде благодарностей и вручения стипендий Главы РМ. В 2010-2011 учебном году прошел первый конкурс на лучшую академическую группу, где основным показателем являлась успеваемость академической группы. Лучшая студенческая группа БА -32 получила главный приз – поездку в г. Казань. Студенты института активно участвуют во всероссийских учебно-творческих конкурсах научно-практических конференциях, профессиональных олимпиадах.

Элементами системы воспитания являются структурные подразделения вуза, которые наряду со своими функциями по обучению студентов, выполняют функции воспитания, обеспечивая тем самым качество подготовки специалиста. Одной из основных задач системы воспитания является создание комфортной гуманистической среды для студентов, преподавателей и сотрудников вуза, формирование духа “альма-матер”, специфического только для данного вуза, выступающего интегрирующим фактором для данного контингента студентов, прошлых и последующих выпусков, созданием корпоративной общности студентов, преподавателей и подготовленных специалистов.

В системе воспитания выделяются три структурно-организационные уровня, на каждом из которых решаются свои задачи и выполняются организационные обязанности по воспитанию студентов:

Первый – уровень ректората:

  • введена должность проректора по воспитательной работе;
  • создан совет по воспитательной работе;
  • создан совет по самоуправлению вуза;

Второй – уровень факультета – является основным звеном воспитательной работы:

  • на всех факультетах назначены заместители деканов по воспитательной работе;
  • разработаны программы и планы воспитательной работы;
  • созданы организационные структуры, обеспечивающие реализацию программы воспитательной работы.

Третий – уровень кафедры, на котором должен быть учтен и реализован образовательный аспект воспитания в преподавании практически всех дисциплин учебного плана по специальностям подготовки специалистов в вузе:

  • назначены кураторы учебных групп;
  • разработан план кафедры и каждого куратора по воспитательной работе.

2. Воспитательная внеучебная деятельность включает общественную, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную и другую деятельность студентов.

Воспитательная вне учебная работа осуществляется в соответствии с ежегодным планом воспитательной работы, которая разрабатывается на основе анализа работы прошедшего года и согласуется со студенческим советом, комитетом профсоюзной организации студентов, обсуждается с заместителями деканов факультетов. План воспитательной работы рассматривается Советом по воспитательной работы и утверждается ректором университета.В план включены мероприятия по всем направлениям воспитательной деятельности:

  • Формирование условий для развития гражданственности, патриотического, духовно-нравственного, трудового воспитания молодежи.
  • Эстетическое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие молодежи
  • Профориентационные мероприятия
  • Волонтерская деятельность
  • Профилактика асоциального поведения в студенческой среде

Вместе с планом работы составляется и смета расходования бюджетных средств на организацию и проведение культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы.

Во внеучебной работе со студентами используются различные технологии: круглый стол, обсуждение-дискуссия, встреча, конкурс, концерт, фестиваль, квест, акции, конференция, деловая игра, тренинг, мастер-класс, используются интерактивные методики. Организация разнообразных мероприятий дает возможность студентам осваивать различные формы интересной работы с молодежью.


Основные направления воспитательной работы в Саранском кооперативном институте:

  • Содействие развитию системы студенческого самоуправления;
  • Организация и функционирование воспитательного совета института, включающего в себя проректора по воспитательной работе, заместителей деканов факультета, представителей студентов по линии самоуправления и профсоюзного комитета;
  • Развитие института кураторства;
  • Привитие и сохранение преемственности университетских традиций кооперативного образования через внедрение инновационных методик;
  • Создание условий для актуализации научно-исследовательского потенциала студенчества (проведение молодежных студенческих конференций по научным, культурным и общественным проблемам современности);
  • Совершенствование условий для раскрытия творческого потенциала студентов и развития художественного студенческого творчества;
  • Пропаганда здорового образа жизни, высокой культуры поведения, создание стимулов для занятий физкультурой и спортом;
  • Расширение границ взаимоотношений, сотрудничества с молодежными объединениями и организациями Республики Мордовия и России в целом, в том числе через Интернет;
  • Создание и развитие методической базы для деятельности студенческих профильных отрядов;
  • Создание и поддержка студенческих клубов по интересам и других форм культурно-массовой работы;
  • Реализация программ «Школа вожатского мастерства», «Развитие волонтерской деятельности», разработка новых целевых программ.
  • Формирование креативных подходов к созданию рекламно-информационных материалов, использование института спонсорства.